КАК ПОБЕДИТЬ ГНЕВ, ОБИДУ И РАЗДРАЖЕНИЕ?
Обида, гнев, раздражение как пиявки высасывают жизненные соки из души и тела. В то же время, православная аскетика обладает великим опытом борьбы с данными страстями. В одной из главных книг мирового подвижничества «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника содержатся ценные советы, при помощи которых можно спастись от этих недугов.
Гнев – это желание зла огорчившему. «Гнев есть воспоминание сокровенной ненависти». Дух Святой есть Дух мира, ничто так не препятствует Ему быть в нас, как гневливость. Мы знаем, какие неприятные чувства оставляет огорчение, от него может явится безобразие души – раздражение. По совету преподобного, гасится все это смирением. Но, каков путь к этому смирению?
Победить гнев, значит победить природу. Случается эта победа у того кто борется в первую очередь, от подвигов и постов.
• Первая ступень победы над гневом – это научиться молчать, когда все внутри горит.
• Вторая ступень – победа над смущающими мыслями внутри нас, когда душа еще волнуется.
• И третья ступень, окончание борьбы – непоколебимая тишина «при дыхании нечистых ветров».
Что полезно в борьбе с гневом? Полезно стерпеть, когда обидели, хотя внутри будет огорчение и болезнь души. Полезно ровно отреагировать и не печалиться, думая, что Господь попустил нам это, чтобы мы стали лучше. Полезно промолчать с молитвой и представить, как терпел Спаситель ради нас, и ради этого обидчика в том числе. Надо помнить великую правду, что нас очищает поношение и оскорбления нам наносимые. Надо использовать для покаяния вспышку гнева, когда вдруг вспомним все, что затаили, что забыли, чтобы исцелиться от прошлых язв, принесем это на исповедь. Давнее скрытое памятозлобие часто в гневе открывается.
Полезно помнить о своих грехах и плакать, помнить о смерти и геенне огненной. Полезно вспоминать доброе, что сделал нам этот человек. Вообще помнить о добрых качествах обидчика. Помнить, что живем в несовершенном мире, где все разрушается рано или поздно. Хорошо в обиде смолчать, лучше опечалиться об обидчике, еще лучше пролить за него слезы молитвы к Богу, понимая, что за это будет воздаяние.
Если хочешь или думаешь вынуть сучек из глаза брата – не делай это бревном, то есть грубо и жесткими словами. Сделай это как тонкий врач с врачебными инструментами – кротким вразумлением с долготерпеливым обличением. Апостол в этих случаях просил обличать и умолять (2 Тим. 2:4). Апостол не советовал бить. Тонкая струйка воды гасит огонь, так и слезы покаяния угашают огонь раздражительности и гнева.
Что не полезно в борьбе с гневом? Гневливые часто подвижниками кажутся, это питает их гнев, так как в гордыне подвизаются. Неполезно под видом молчания скрывать внутри себя памятозлобие. В таком случае лучше кротко ответить, чем молчать. Неполезно в гневе отказываться от еды или объедаться – надо дать телу умеренное утешение, чтобы была сила для борьбы.
Часто мы можем услышать характеристику человека: «Вспыльчивый, но отходчивый», если кто замечает в себе эту черту – по совету старца не должен оставаться спокойным. Преподобный замечает, что таков бесовский план: после вспышки гнева лукавый быстро отходит и перестает подстрекать, чтобы мы не обращали внимания на эту страсть, дабы она стала привычкой и погубила нас. Сначала этим своим свойством можно увлечься, а потом превратить в кошмар свою жизнь. Как только заметили в себе это качество – надо каяться. Это борьба за смирение перед Богом.
Крайняя степень гневливости – это наедине с собой продолжать мысленно беседовать с оскорбившим. Надо побеждать кротостью себя, сохранять залог любви к оскорбившему.
В порыве объяснений преподобный Иоанн Лествичник задает вопрос гневу: откуда он приходит и как его убить? Гнев дает ответ: «Матери мои суть: тщеславие, сребролюбие, объедение, а иногда и блудная страсть. А отец мой называется надмением. Дочери мои: памятозлобие, ненависть, вражда, самооправдание. Сопротивляющиеся же им враги мои, которые держат меня в узах: безгневие и кротость. Наветник мой назвается смиренномудрием».
Памятозлобие, по определению преподобного, – это практическая реализация гнева. Душа в нем ржавеет, хранит грехи, не хочет даже слышать о правде. Оно «червь, разъедающий ум», дамба, которая сдерживает воду молитвы и не дает ей взойти на небо. Оно, как гвоздь, вбитый в душу, который вызывает неприятное чувство и вместе сладость беседы с ним.
Памятозлобие – это длящийся во времени грех, постоянная злоба. Памятозлобие – это змия, которая скрывается в норе испорченного сердца. Особенно опасно оно в людях тихих на вид. Кто вырвет из себя гнев, тот по слову преподобного, «получит прощение грехов».
Враждовать – это постоянный, изматывающий душу и тело труд. Кто приобрел любовь – тот освободился. Ненависть разоряется через общую трапезу и искренние подарки. Позови на ужин обидчика, и уйдет памятозлобие. Памятозлобие надо использовать против бесов и против своих грехов плоти. Молитва «Отче наш» вырывает с корнем и посрамляет памятозлобие, потому что её нельзя читать, пока носишь обиду на ближнего. Там есть премудрые слова: «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим».
Общаться, вести дела с обидчиком надо хотя бы через силу, чтобы проснулась совесть и стало стыдно от этого лицемерия, что в душе ты один, а внешне другой. Узнать можно, что простил, когда, услышав о проблемах недруга, «восскорбишь о нем, как о себе, и прослезишься…непамятозлобие есть знак истинного покаяния».
Зря молишься, зря постишься, если помнишь зло – эти подвиги равняются сновидению: «кто содержит в сердце памятозлобие и думает, что он творит покаяние, тот подобен человеку, которому во сне представляется, что он бежит». Бог простит быстрее того, кто не помнит зла, чем того, кто взял труды и подвиги «Отпустите мало, и отпустят вам много» (Лк. 6:37).
Помнить надо, христианин, что если прилепишься к своей обиде и к своему гневу, то далеко отгонишь от себя милосердие Божие.
протоиерей Андрей Гавриленко